Интерьер гостиной в стиле рококо — классика позднего Возрождения
В Эпоху Возрождения самым популярным у европейской знати был архитектурно-декоративный стиль барокко. Высокопоставленные особы соревновались, кто оформит свой дом роскошнее. Но капризным французам не хватало в монументальном барокко изящества, и они изобрели свою версию: рококо.
Сегодняшний основной тренд в дизайне – стремление к функциональности и простору – при убранстве квартир нередко уступает место традиционализму и классике. Хотите, чтобы ваша гостиная выглядела, как апартаменты французской знати 18 века? Выбирайте рококо.
Основные черты стиля
Название – производное от rocaille (ракушка, завиток). Отсюда один из основных приемов – элемент узора в форме ушной раковины. В целом рококо похож на барокко: много позолоты, дорогих украшений, подчеркнутая вычурность и претенциозность, множество мелких декоративных деталей. Если вы оформляете небольшую гостиную, важно не переборщить, соблюсти баланс – иначе она превратится в музейный заказник.
Чтобы понять, как выглядели исторические интерьеры рококо, посмотрите репродукции знаменитых дворцов: Китайский дворец (Ораниенбаум), Амалиенбург (Мюнхен). Упоминания о стиле в его исходном варианте часто связывают именем законодательницы парижской моды – маркизы де Помпадур.
Из Франции рококо распространился далеко по всей Европе, включая Россию. Считался самым эротичным, активно использовался в спальнях. Поскольку основным времяпровождением знати были светские приемы, гостиные в плане пышности не уступали спальням: оформлялись с тем же колоритом, имели те же элементы утонченности и эротизма.
Общие черты:
- много лепнины – потолки, стены, потолочные плинтуса, порталы каминов, оконные откосы и др.;
- нарочито пестрое декорирование любых плоских (и не только) поверхностей;
- обильно декорированный многослойный текстиль – рисунок, вышивка, шелк с узорами;
- резная мебель ручной работы с округлыми контурами и ножками;
- инкрустация, позолота (реже – серебрение).
В отличие от барокко, где активно используются яркие сочные цвета, рококо тяготеет к пастельным и приглушенным. Приветствуются розовый, бледный салатовый, нежно-фиолетовый, голубой, кремовый. Популярные сочетания:
- белый с золотом;
- бежевый или песочный с золотом;
- белый и светло-голубой;
- светло-зеленый и бледно-розовый;
- светлые тона голубого, розового, салатового.
Одновременно с европейскими чертами в рококо могут присутствовать китайские элементы – в те времена этот декор вошел в моду. В гостиной рококо уместны китайский фарфор и соответствующие этнические мотивы в живописи.
Классические апартаменты – симметричные, овальной формы. Симметрия в городской планировке, как правило, присутствует исходно, а вот овальную форму в современном интерьере создать сложно, не теряя полезного пространства. Но можно подчеркнуть стиль за счет округлых контуров мебели, арочных дверных и оконных проемов. Приветствуются колонны и декоративные арки.
Стены, потолки и полы
При декорировании можно использовать обои (они в ту эпоху уже были). Например, обои из велюра с цветочным орнаментом. Если вы предпочитаете окрашивание, в облицовке должно быть много детально прорисованных орнаментов, бордюров, лепнины. Живопись на стенах и потолках – орнаментальная и сюжетная.
В рококо принято делить стену на части и для каждого фрагмента использовать свое изображение.План-эскиз рекомендуется составить заранее. Часто стену делят горизонтальной линией примерно пополам. Наверху симметрично развешивают картины и зеркала, предпочтительно в багетах овальной формы. Нижнюю часть стены декорируют обоями или росписью. Популярны гобелены.
Потолки однотонными не делают, обычно там присутствуют «фрески» с изображениями античных или библейских персонажей. Потолок тоже делят на секции, каждая со своим изображением. Низкий можно сделать однотонным светлым, а по периметру установить карнизы с узором. Центральную люстру декорируют лепной розеткой. Переход от потолка к стене – плавный, скругленный (модификация карниза, называется «падуга»).
Полы рококо – глянцевый паркет, плитка. Богатый вариант – штучный художественный паркет. Древесину покрывают несколькими слоями лака и полируют до зеркального блеска. Популярны в этом стиле ковры с рисунком, но злоупотреблять ими не следует, так как они скрывают изюминку стиля – блестящий пол.
Мебель и камины
Мебель – пышная, но более утонченная, чем барочная. Контуры округлые, формы плавные, излишняя массивность нежелательна. Материал изготовления – орех, липа, другие ценные породы. Для отделки используются резьба, инкрустация, позолота. Обивка атласная, с рисунком или орнаментом. Две основные группы предметов: салонные и будуарные.
Салонные предназначены для сидения:
- кресла, в том числе кресла-бержеры – с широким сидением и высокими подлокотниками, рассчитанные на объемные дамские туалеты;
- диваны;
- канапе;
- кушетки;
- шезлонги;
- стулья.
Будуарные:
- консоли, туалетные столики;
- изящные небольшие комоды;
- шкафчики с прозрачными дверцами;
- секретер тоже появился во времена рококо.
Камин в гостиной рококо не редкость. От классического английского он отличается пышностью: лепнина, позолота, отделка под мрамор. На каминной полке располагают аксессуары: статуэтки, зеркала, часы.
Аксессуары и освещение
Отличительные черты стиля – витиеватость, нагруженность деталями. Это относится и к аксессуарам тоже: текстилю, зеркалам, статуэткам, вазам, посуде.
Совет: декорируя гостиную (особенно небольшую) рекомендуется распределять украшения равномерно по всей площади, чтобы не создавать музейно-выставочного впечатления.
Традиционные аксессуары рококо:
- канделябры;
- позолоченные часы в фигурном корпусе с лепниной и резьбой;
- фарфоровые статуэтки, куклы, вазы;
- зеркала;
- гобелены;
- картины;
- ширмы, в том числе в китайском стиле.
Зеркал – чем больше, тем лучше. Обязательно отдельно висящие (стоящие) в золоченых, резных, инкрустированных рамах. Плюс отражающие и блестящие поверхности.Если гостиная небольшая и темноватая, зеркала помогут улучшить освещенность и расширить пространство зрительно, не выбиваясь из стиля.
Текстиль в гостиной – в первую очередь шторы. Пышные многослойные драпировки. Можно использовать классический комплект портьеры + гардины + ламбрекен или повесить пышные подъемные (французские, австрийские) полотна.
Подъемные фасоны различаются тем, что французские шторы присборены по всей высоте, а австрийские драпируются в нижней части, образуя одну пышную волну. Пышные подхваты – тяжелые кисти (как в барокко), ленты, банты. Обивка мебели тоже текстильная, с вышивкой, и такие же диванные подушки.
Картины. Рамы – как у зеркал, стиль изображения классический. Сюжеты – пасторальные, пейзажные, эротика, ангелочки, амуры. Романтические и любовные темы, в том числе из античной мифологии.
Много осветительных приборов. Обязательна центральная многорожковая люстра. В барокко она обычно позолоченная кованая, в рококо – хрусталь на бронзовой позолоченной основе. Лампочки в форме свеч. Канделябры вдоль стен, если пространство не позволяет – стилизованные бра. Свечи в серебряных подсвечниках.
Совет: оживить «музейную» гостиную можно за счет живых растений и цветочных гирлянд.
Основные элементы в узорах росписей и декоративных изделий:
- раковина (стилизованная ушная) вписана в подавляющее большинство орнаментов;
- картуш в сочетании с завитками типичен для мебели (в этой форме изготавливаются, например, спинки стульев);
- стилизованные или детально выполненные изображения ангелов-купидонов;
- королевская лилия;
- цветочные орнаменты.
Современные технологии и рококо
В распоряжении сегодняшних декораторов есть много средств, которых не было в эпоху рококо. Можно ли использовать некоторые из них без нарушения стилистического единства? Если да, то какие и как?
- лепнина. Ее всегда выполняли из гипса. Можно сделать такую же и сейчас, но это дорого, у изделий большой вес, гипс боится воды. В сегодняшнем дизайне активно используется лепнина из полиуретана;
- не расписывать стены вручную: применять наклейки, декупаж, фотопринты с цветами и купидонами;
- использовать для декора гипсокартон: декоративные арки, колонны, оконные ниши, участки потолка;
- вместо паркета можно настелить глянцевый ламинат.
